Кремль за недовольство властью заставит отдуваться губернаторов


 

Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Контроль Кремля за исполнением нацпроектов в регионах — на фоне роста недовольства властью в обществе — усиливается. Де-факто, Белый дом получил право оценивать, насколько эффективно губернаторы достигают соответствующих целевых показателей. Об этом 13 июня сообщил «Коммерсант».

Чисто технически усиление контроля достигнуто аппаратными средствами. Главой рабочей группы президиума Совета по нацпроектам, которая будет оценивать достижение или недостижение губернаторами показателей эффективности (KPI) и их корректировку, стал первый вице-премьер Антон Силуанов. Ответственность за коммуникации с регионами возложена на министра экономики Максима Орешкина.

Ответственным секретарем группы выступит зам.главы аппарата правительства Валерий Сидоренко. В группу также вошли вице-премьер, курирующий вопросы строительства Виталий Мутко, замминистра финансов Леонид Горнин и замминистра экономики Вадим Живулин. Наконец, несмотря на формальный конфликт интересов, в состав рабочей группы включен мэр Москвы Сергей Собянин.

Что принципиально, рабочая группа будет созываться правительством. И самостоятельно решать: допустимо ли учитывать особые обстоятельства (читай — оправдания губернатора) в случае, если глава региона провалил достижение KPI по нацпроектам. Или же президентская ветвь администрации должна вмешаться, и принять меры в этой связи. Скажем, отправить проштрафившегося губернатора в отставку.

Напомним, введение новой системы губернаторских KPI было определено указом президента от 25 апреля 2019 года № 193. Как пояснял Максим Орешкин, новые KPI призваны обеспечить достижение регионами целевых показателей в рамках нацпроектов и «национальных целей развития» из майского указа Владимира Путина 2018 года. Система является поощрительной — по результатам достижения KPI предполагается распределение грантового фонда в 20 млрд. рублей в год. Но она не отменяет возможность федеральной власти применять по отношению к субъектам РФ не только пряник, но и кнут.

А теперь — самое интересное. Рассчитывают KPI на основании 15 показателей. Первый из них — «уровня доверия к власти». Как его определять, должна решить администрация президента. Остальные 14 показателей вычисляются по данным Росстата.

Вот этот список: число высокопроизводительных рабочих мест вне бюджетного сектора, занятость в малом и среднем бизнесе, производительность труда в базовых несырьевых отраслях, реальная среднемесячная зарплата, инвестиции (за вычетом инфраструктурных), уровень бедности, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, естественный прирост населения, число улучшивших жилищные условия семей, уровень доступности жилья, доля городов с благоприятной городской средой, качество окружающей среды, уровень образования, доля соответствующих нормативам городских и региональных дорог с учетом их загрузки.

Фишка в том, что практически все эти показатели — натуральные. Это значит, искусственно завышать KPI практически невозможно, и губернаторам придется отдуваться по полной программе.

Встречи группы предлагается проводить по отдельным показателям или их совокупности. Причем присутствие Силуанова, Орешкина, Мутко, Собянина и одного из профильных замминистров на ней обязательно.

На деле, экономический блок (где главную скрипку играет Минфин) получил возможность регулярно вызывать глав регионов «на ковер». Так сказать, для выстраивания продуктивного диалога по нацпроектам — что прежде имела право делать только администрация президента.

Что стоит за усилением Минфина, можно ли достичь целей нацпроектов, не модернизируя экономику страны?

— Мы видим очередные аппаратные игры, в результате которых появится «черный список» губернаторов, которых нужно «завалить», — уверен депутат Госдумы третьего и четвертого созывов, полковник в отставке Виктор Алкснис. — В первую очередь, видимо, в него войдут главы регионов, не принадлежащие к «Единой России». А также те губернаторы, которые пытаются хоть как-то проводить собственный курс.

Реальную эффективность таким «черным списком» не повысить. В условиях, когда экономика не работает, а благосостояние граждан ухудшается — о достижении каких показателей KPI можно вообще говорить?!

Проблема, я считаю, в системе «коллективной безответственности», которую выстроил Владимир Путин. В ее рамках главным критерием является личная преданность чиновника главе государства, а вовсе не его профессионализм.

Я, например, убежден, что губернатора Тульской области Алексея Дюмина или губернатора Калининградской области Антона Алиханова никто никогда не тронет — даже если они провалят все показатели. Просто потому, что это люди, действительно лично преданные Путину. Президент их ставил, он же лично их курирует.

Так что комиссия Силуанов-Орешкин-Мутко-Собянин будет вызывать на ковер только «нужных» губернаторов. Тех, кого Кремлю под благовидным предлогом необходимо удалить, обвинив в явных провалах.

Замечу, эффективность глав регионов у нас оставляет желать лучшего. И прежде всего потому, что губернаторов в России назначают по политическим мотивам. Свежий пример — как сейчас тянут на пост губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова. Надо понимать, Беглов — кабинетный чиновник, который никогда не имел отношения к реальной экономике. Как, спрашивается, от такого главы региона можно ожидать эффективных управленческих решений?

Словим, нынешняя рабочая группа Совета по нацпроектам — очередной кнут. Но кнут, который будут пускать в ход исключительно по политическим мотивам.

«СП»: — Это кнут — формально — призван помочь реализации нацпроектов. Национальные проекты в их нынешнем виде приносят реальную пользу?

— На мой взгляд, никакой пользы от нацпроектов не было и нет. Все это, говоря по-простому, туфта. Реальная задача нацпроектов — перекачивание денег из бюджета нужным структурам.

На деле, нацпроекты в условиях неработающей экономики основаны на песке. Многие из целевых показателей, я считаю, вообще взяты с потолка.

«СП»: — В числе целей нацпроектов — повышение реальных зарплат, повышение продолжительности жизни, создание высокотехнологичных рабочих мест. Получается, ничего этого не будет?

— Ну как можно говорить о росте продолжительности жизни, если власти проводит антисоциальные реформы? Фактически, они демонтируют социальное государство. Хотя тренд развитых стран мира как раз обратный.

На Западе страны тратят на здравоохранение и социальное обеспечение около 20% ВВП, а Россия — 10%. В результате, к примеру, в ФРГ средняя продолжительность жизни — 83 года, а средний возраст дожития — 16 лет. А у нас средняя продолжительность жизни мужчины в Рязанской области — 64,9 года.

Все эти цифры, относящиеся к России, — результат антисоциальной политики. Даже в 1990-е бесплатное образование и здравоохранение считались «священными коровами» — их не смели трогать. Но с приходом к власти Путина вся прежняя социальная политика пошла под откос.

Сейчас, чтобы выправить ситуацию, нужно обеспечить людям нормальную пенсию, дать им возможность хорошо и бесплатно лечиться. По сути, нужно вернуть гражданам те институты социального государства, против которых выступают нынешние либералы.

«СП»: — На 2024 год намечен транзит власти Путина. К тому времени власть сделает вид, что нацпроекты выполнены?

— Не думаю, что власти смогут рапортовать об исполнении нацпроектов. Скорее, они загодя начнут обходить эту тему молчанием.

— Целевые показатели нацпроектов действительно завышены, — отмечает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Но с административной точки зрения, это правильно. Если задать более низкие показатели, их исполнение будет заведомо хуже. Планка намеренно завышается, чтобы улучшить результат.

Поэтому я бы не особо критиковал неисполнимость нацпроектов. И рабочая группа Силуанов-Орешкин-Мутко-Собянин — это способ взбодрить губернаторов, заставить их активизироваться по ряду направлений.

Другой момент связан с тем, что в отношении с регионами не всегда адекватно используется принцип кнута и пряника. Зачастую с субъектов РФ требуют улучшения показателей, но при этом не дают соответствующих финансовых ресурсов. Либо возможна обратная ситуация: ресурсы центр выделает, но не контролирует толком их целевое использование.

Замечу, в последние годы губернаторское кресло является не всегда комфортным. И нередки ситуации, когда главы регионов объясняют неуспехи происками центра. В регионах традиционно сильна точка зрения, что «Москва во всем виновата».

Переформатирование рабочей группы Совета по нацпроектам призвано исправить это положение.

https://svpressa.ru/politic/article/235418/